Оттенки синего, или Цифроград по Тыкоцкому
 
  Все на земле ни что иное,
как вечный символ в одеянии из праха.

Г. Мейринк " Голем"
 
Тыкоцкий. Мальчик и его птица, 1983— Так они жили у меня, вороны. Кока, мерзавец, в Москве все обои оборвал. Я кормил его мясом — а он прятал в картины. Я потом смотрю - что за шарики такие сыплются...
 
— А была еще картина, где ребенок с вороной...
 
— "Мальчик и его птица?" Она есть. Я ее в Москву увез. Потому что замучили меня. Картина для дам такая. Рядом висели намного более классные мои работы /на выставке во Дворце молодежи в 1986 году/, а под эту - цветочки подкладывали...
 
__________
 
Семидесятые годы были периодом противостояния. Художники различных направлений объединялись в группы, и их выставки были вызовом несправедливому социальному порядку. Профессиональный уровень был тогда не столь важен; чем больше было художников, тем они были сильнее.
 
__________
 
— Не знаю, Женя, мне об этом сложно говорить. В течение двух последних лет у моих людей исчезли зрачки. Я не ставил такой задачи. Они вдруг перестали смотреть... Я пытался делать с открытыми глазами - но было ощущение незаконченности. Даже подпись ставил. Все равно.
 
__________
 
/1978/
 
— Первое впечатление было - город Гофмана. Совершенно серые люди и живые дома... Ни в каком другом городе, наверное, нельзя встретить столько сумасшедших.
 
Аура гибели - оказалось, что она мне очень близка. В этом плане Петербург ассоциируется у меня со снегом.
 
__________
 
 — Серия "Дорога - их дом" пока остается незавершенной, но она подспудно включает в себя работы, которые, вроде бы, к ней не относятся, половину моих работ. Эта вечная дорога. Ей нет конца.
 
__________
 
Легкая птичка,
Синайка - не синичка
По небу летела
И песенку пела:
 
"я не звонка стая
Синаек с Синая.
Я - одна одиночка,
Я - картавая точка
В безбрежном просторе
Улетаю за море
 
1977
 
__________
 
— А вот здесь тоже птица, или это все-таки рыба летучая летит?
 
— Я не могу точно сказать. Видите, у нее даже ножки есть - в сапожка... Это интеллектуальное существо.
 
— А вот лошадка...
 
— Да, это маленькая лошадка такая.
 
__________
 
Была также затронута тема красоты как понятия, имеющего неодинаковые значения применительно к жизни /женщинам/ и к искусству /произведениям Тыкоцкого и Модильяни/. Художник заметил, что если бы герои картин вдруг вошли в мастерскую, его бы кондрашка хватила, и рассказал о даме, для которой фраза "Что, Тыкоцкий, все чертей рисуешь?" служила неизменным отзывом на его работы.
 
__________
 
Потом я спросил, кто его персонажи, и он ответил, что есть несколько людей, которых он очень любит, и что как бы ни ломал форму, он все время рисует этих любимых людей.
 
__________
 
Улетаю за море
Я свободна, как ветер.
И как ветер без центра,
Не боюсь я пространства.
Если бред - постоянство,
Здесь не будет погони.
 
Здесь не будет погони,
Здесь меня не обидят:
Если кто ненавидит - 
Он меня не догонит.
Если любит - забудет:
Он меня не увидит.
 
__________
 
— ... ни что иное, как вечный символ в одеянии из праха.
 
Все, что приняло форму, было раньше призраком...
 
Люди не идут ни каким путем, ни путем
жизни, ни путем смерти. Вихрь носит их,
как солому... А вот ты идешь своим путем,
свободно избранным тобой, пусть даже
неведомо для тебя: ты несешь в себе свое
собственное призвание. Не печалься: по
мере того, как приходит знание, приходит
и воспоминание. Знание и воспоминание -
одно и то же.
 
"Голем"
 
__________ 
 
Например, можно еще спросить, почему у некоторых персонажей перевернуты головы. Странно, но это не делает фигуры нелепыми. Даже не сразу замечаешь. Вероятно, такая анатомическая вольность... Превращал же Малевич голову в цветной овал. Нет, Малевич яркий, контрастный и здесь совершенно ни при чем /не забыть вычеркнуть предыдущую строчку/, равно как и Шагал, Пикассо, Бруно Шульц...
 
__________
 
— ... И я пришел к супрему, внешне. Я шифровал реальный мир. И в этом была фальшь..
 
— Но мы говорили, что художник в итоге приходит к собственному шифру.
 
— Да, но не обязательно к абстрактному. И помимо себя самого.
 
__________
 
Дерево - на верхушке белеет большая ворона - под деревом лежит человек и смотрит в пустоту за пределы холста - картина без названия - в мастерской художника оан висит перевернутая - вороной вниз - песочные часы - возобновляют на время его иллюзию - внимательный взгляд узнает в песочинках кусочки высохшего мяса... - наваждение
 
__________
 
У Тыкоцкого есть несколько страшных работ. Ядовито-яркие, кричащие цвета... Изображенное художник определяет как "социум". Он их н любит.
 
__________
 
— А второго вороненка нашли выпавшим из гнезда. И потому что обратно на березу его уже не положишь - воронье не примет - пришлось брать.
 
__________
 
Окунание кистей в голубое с неизбежностью дает "любовь" в одной из ближайших строчек. В последний век вообще велико пристрастие к неточным рифмам.
 
__________
 
Я родился в маленьком городке под Владимиром 18 сентября 1941 года. Городок назывался Собинка.
 
/из автобиографии/
 
__________
 
— Время сломалось, в этом бы разобраться.
 
/из разговора/
 
__________
 
Циферблаты на его картинах теперь все чаще осыпаются, и опавшие цифры - загадочные знаки - оказываются столько непохожи друг на друга перед тем, как слиться с царственным фоном, вибрирующим оттенками синего.
 
__________
 
Пушкинская 10, 9-й этаж, звоню 3 раза.
 
— Здравствуйте, заходите...
Пять часов, а такая темнотища.
 

Евгений Лабецкий

 

© www.tikotsky.ru