Статья Татьяны Шехтер о Евгении Тыкоцком

Татьяна Шехтер - профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Попадание в самый нерв человеческих проблем сегодняшнего дня, особая, непривычная драматургия притягивают зрителя к его произведениям, вовлекают в волнующий мир графических листов и живописных полотен. Путь Евгения Тыкоцкого типичен для "неофициального" художника семидесятых годов: школа, МИСИ им. Куйбышева (ушел со второго курса), художественно-географический факультет МГПИ им. Ленина.

Далее... Далее, может быть странно: художник называет своим учителем Чарльза Спенсера Чаплина. "Мне всегда хотелось делать работы, которые рождали чувство любви и боли, где великое сострадание соседствовало с иронией и смехом. Еще в детстве меня поразил маленький Чарли и его удивительная доброта и озорство стали моей путеводной звездочкой". Возможно, именно Чаплин помог Тыкоцкому осознать себя как художника камерного, найти свою меру "отстояния" от действительности, свою лирическую тональность. Ощущение своего особого духовного мира пришло к художнику рано. Еще в школьные годы появилось предчувствие, что существует на земле некий "мир абсолютной гармонии и чистоты", что этот "мир" хрупок и раним, и что он с этим "миром" связан. Так родилось свое понимание пути художника. "Это - почти религиозный путь", - считает он.

Творчество Тыкоцкого интимно. События улицы, историческое прошлое, реальный окружающий мир предстают в его работах как легенда или предание, переплетаются с сонмом видений, воспоминаний, ассоциаций.

Круг тем художника тоже почти неизменен, изображаемые лица - тоже. "Это люди, которых я хорошо знаю и люблю".

Разнообразие технических средств характерно для творчества Тыкоцкого. Начинал он с графики. Сейчас живопись стала основным способом выражения. "В графике моя рука была уже почти мозгом - не успевал подумать, почувствовать, уже получалось. В живописи - сложнее. Я постоянно чувствую "сопротивление" материала".

 Ведущая тема Тыкоцкого - странничество, которое он понимает как непрекращающийся поиск самого себя, своего места в жизни, как бегство от одиночества. Тема дороги становится поводом для размышлений художника о душе человека. Странничество для герове художника - образ жизни, судьба.

Татьяна Шехтер

© www.tikotsky.ru